Замок Нойшванштайн в Германии. История баварского замка
Тема замков обширна и увлекательна. И у каждого из них своя «жизнь», не сказка о принцах и королях, а реальные события вокруг людей, оставивших свой след в истории.
Так, говоря о баварском замке Нойшванштайн, в первую очередь, стоит упомянуть о его творце — короле Людвиге II и его замыслах, во вторую, о вехах создания романтического жилища и проблемах, связанных со строительством, и наконец, в третью, о роли замка сегодня.
Людвиг II, взошедший на трон Баварии в восемнадцатилетнем возрасте без знания жизни и опыта в политике, плохо подготовленный к роли правителя государства, к обязанностям монарха относился ответственно и серьезно. Но, рано поняв, что он не обладает свободой выбора и реальной властью, а фактически страной правит парламент, отводя ему роль номинальной фигуры, молодой король посвятил себя собственным замыслам и увлечениям. Шумное окружение и пустая болтовня, подобострастие придворных претили романтику по натуре и ценителю оперной музыки и поэзии, воспитанному на народных сказаниях и сагах о доблестном Лоэнгрине, молодому королю. Он все больше тянулся к искусству, живописи и архитектуре, которые и зародили в нем мысли о создании замков. Жизнь при дворе в столице тяготила государя, лишь, находясь в лесах и долинах Альп, он мог чувствовать себя счастливым. Чем дольше он оставался непонятым, тем больше он сторонился общества и стремился к уединению. Погружаясь в создание собственного мира, где царит красота и гармония, торжествует добро и справедливость, где войнам и подлости нет места, и где он может чувствовать себя настоящим королем, Людвиг II приступает к осуществлению своих идей. Он начинает строить замки. И первым из них стал Нойшванштайн.
Место близ замка Швангау – родового гнезда, где прошли лучшие годы детства и юности Людвига II, для воплощения его мечты было идеальным, высоко в горах среди лесистых склонов и чистых озер. Он считал Хоэншвангау одним из красивейших мест на земле, которое только возможно найти. Уже весной 1868 г. началась подготовка к строительству. По поручению короля, разработкой проекта занялся придворный архитектор Э.Ридель, а мастеру К. Янку надлежало придавать им художественный вид, создавая «ведуты» (живописные изображения).
Доломитовую скалу на месте 2-х крепостей пришлось взорвать, понизив плато на 8 м. Проложили дорогу и трубопровод, и после закладки 1-го камня в фундамент будущего сооружения 05.09.1869 г. работа закипела. Возведение ворот, самого пятиэтажного дворца и оформление его интерьеров велись по 1883 г. включительно.
Причем с 1873 года напряженность труда возросла из-за условий ведения работ на крутой скале, частого пересмотра планов и сжатых сроков, установленных государем. К весне 1884 года королевские покои были готовы. С тех пор и вплоть до своей трагической кончины Людвиг II проводил там много времени.
Строительные работы, меж тем, продолжались быстрыми темпами. Колоссальные затраты требовали четкой организации труда и решения множества проблем. А о том, сколько пошло материалов на строительство, говорят сухие цифры статистики. Это 600 т цемента, 465 т зальцбургского мрамора, свыше 1,5 тыс. тонн песчаника из Нюртингена (для облицовки портала и эркера), около полумиллиона кирпичей, примерно 2 тыс. гектолитров извести, 3600 м3 песка, угля — 50 т каменного и 40 т древесного, и более 2 тыс. м3 древесины.
В гору материалы транспортировались дедовским способом – на повозках, запряженных быками или лошадьми. Для доставки внушительного количества материалов на стройплощадке применяли вагонетки, подъемный кран со специальными блоками на паровой тяге использовали для подъема тяжестей. Уже в конце XIX века строительная техника ежегодно проверялась на безопасность и надежность.
В годы, когда велась королевская стройка, оборонительные и стратегические функции для замка не были столь актуальны, как в эпоху рыцарей. Поэтому со средневековыми замками Нойшванштайн роднило лишь внешнее сходство. Для внутреннего оборудования были использованы новейшие достижения того времени. Из горного источника подавалась чистая проточная вода. Кроме устройства для холодной и горячей воды были установлены уборные с автоматическим смывом, работал лифт, на специальном подъемнике подавались дрова, и 5 печей с помощью системы воздушного обогрева отапливали весь замок. Кафельные печи служили дополнительным источником тепла для обогрева королевских апартаментов. Были даже электрические вызывающие устройства, напоминающие телефоны.
Кухня, оснащенная по последнему слову техники, была поразительно функциональна.
Кроме печи, плит и жаровен, там имелись даже автоматические вертела (в основе вращающегося механизма — изобретение Леонардо да Винчи) и специальное устройство для подачи королевской трапезы из кухни в столовую. Посуду подогревали печным жаром в специальном шкафу, встроенном в стену, дым отводился не через трубу, а через дымоход подземным путем. Кран над бассейном для рыб.
Рабочий стол шеф-повара находился за стеклянной перегородкой. Для мойки посуды тоже было оборудовано место напротив выхода, с краном в форме головы лебедя. Кухня функционировала все время, пока король жил в замке.
И еще необычные для замков окна. В средние века в холодное время года вместо стекол оконные проемы затягивали промасленной бумагой и закрывали досками для удержания тепла. Открытый для всего прогрессивного Людвиг II хотел видеть окружающую красоту через прозрачные окна, поэтому стекла в оконных нишах и между колоннами встраивались прямо в каменные стены. Все делалось для удобства и комфортного проживания в замке.
Надо сказать, что строительство Нойшванштайна и всех последующих замков для многих сотен людей разных профессий и предпринимателей, имеющих к строительству косвенное отношение, стало надежным источником заработка. Стройка и существование замка обеспечивали работой и стабильным доходом целый регион (замок кормит его и поныне).
Но 17 лет не хватило, чтобы завершить начатое. Только 14 залов были готовы полностью. С уходом Людвига II все работы свернули. Лишь в 1891 году для общей картины закончили недостроенные помещения в упрощенном виде, церковь же в стиле готики с 90-метровой башней, терраса и Рыцарская купальня не были построены вовсе.
Шедевр пощадило время. Не пострадал замок и от войн, пережив угрозу взрыва из-за хранившихся в замке вплоть до окончания войны сокровищ, награбленных нацистами, которые вдруг пропали потом неизвестно куда.
Король, одиночество для которого было начертано судьбой подобно Лебединому рыцарю, строил замок, мечтая о тишине и уединении, а уже спустя 7 недель после загадочной гибели короля замок Нойшванштайн был открыт для публики. Хотя, конечно, не для свободных посещений, а для проведения групповых экскурсий по замку. За полвека желающих увидеть сказку наяву достигло уже 200 тыс. человек.
В наши дни поток туристов сюда растет год от года. Сегодня Нойшванштайн — один из наиболее посещаемых замков Баварии и Германии. Свыше 6 тыс. человек ежедневно бывают в замке, поэтому предварительное бронирование билетов туда обязательно. А за год замок посещают около 1 300 000 туристов, что делает его одним из наиболее привлекательных исторических объектов в Европе и одной из красивых мировых достопримечательностей.
А залюбоваться есть чем. Замок действительно получился сказочным, в стиле рыцарских замков Средневековья, как того хотел Людвиг II. И место ему под стать — чудесный уголок в тирольских Альпах на фоне синих озер Альпзее и Шванзее, над горным ручьем в ущелье Пеллат. Нойшванштайн (с немецкого – «Новый лебединый утес (или камень)») — белый и стройный, словно лебедь, полностью оправдывает свое название «Лебединого замка» — королевской мечты, воплощенной в камне. А чудесные виды на живописную долину, которыми некогда любовался Людвиг II, ныне доступны каждому желающему.
Автор статьи: «Замок Нойшванштайн в Германии. История баварского замка» Лулул
Метки: отдых и путешествия
Читать по теме: